В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.



Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Карелия
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Воспоминания первого руководителя УФК по Республике Карелия А.П.Максимова

Воспоминания первого руководителя
Управления Федерального казначейства по Республике Карелия

Анатолия Петровича Максимова

 

Сегодня невозможно представить бюджетный процесс без участия Федерального казначейства – государственного органа управления, который органично вписался в 1992 году в финансовую систему страны и, по существу, стал ее ключевым участником.

В начале 90-х годов прошлого века Россией был избран курс на установление рыночных отношений. В переходный период государственный контроль за исполнением бюджета был в значительной мере ослаблен. Госбанк не считал этот вопрос приоритетным. Государственные финансовые ресурсы находились в оперативном управлении целого ряда министерства и ведомств. Бюджетные учреждения имели счета во многих, в основном, коммерческих банках. Бюджетные средства доходили до бюджетополучателя с большой задержкой, а часто по пути исчезали. Новая налоговая система только начинала складываться. Центр, регионы не могли в полной мере маневрировать средствами, их явно не хватало. Сложился бюджетный дефицит. Назрела острая необходимость наведения порядка в сфере государственных финансов, требовались новые решения в функционировании отечественной финансовой системы, учитывая, что старая модель управления стала давать сбои.

Решение было найдено с учетом российского и зарубежного опыта.

Ключевой идеей стало создание в Министерстве финансов Российской Федерации, централизованной системы органов Федерального казначейства.

8 декабря 1992 года за №1556 издан Указ Президента России «О федеральном казначействе». В соответствии с указом была образована трехуровневая система: Главное Управление, Управления в субъектах федерации и Отделения в городах и районах.

Основное предназначение Казначейства – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Данная задача охватывает чрезвычайно широкий спектр функций: государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

17 июня 1994 года образовано Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия, как территориальный орган Казначейства России. Петров Владимир Анатольевич, занимавший в то время должность Первого заместителя Министра финансов Российской Федерации, соответствующим приказом назначил меня начальником Управления с одновременным освобождением от должности заместителя Председателя Совета министров - Министра финансов Республики Карелия, где я проработал 15 лет, в том числе министром с 1990 года (в то время финансовая система страны была двойного подчинения).

Начинали с нуля, с плана в голове, с ручки, с листка бумаги, с поисков единомышленников. Дело шло откровенно, трудно. Не было ни помещений, ни подготовленных кадров, ни методологического руководства. Ощущалось непонимание нашим попыткам перевести бюджетные потоки под казначейский контроль. Вызывало серьезное сопротивление закрытие счетов бюджетных учреждений в коммерческих банках.

На начальном этапе, до выполнения функциональных обязанностей, надо было решить три задачи, это кадры, помещения, техническое оснащение. Первая и основная - это конечно люди. Необходимо было найти специалистов, которые без какой-либо переподготовки могли исполнять новые для них обязанности. И не просто найти, а убедить их перейти на работу во вновь создаваемую организацию с непонятной на тот момент временной и функциональной перспективой, с заработной платой ниже, чем на прежней работе.

Более того, приглашаемые специалисты по уровню профессиональной подготовки должны не уступать аналогичным специалистам финорганов и бюджетных учреждений, чтобы вписаться в функционирующую финансовую систему Республики. Понятно, что с «улицы» подобные кадры не могли появиться.

Обратился к коллегам по прежнему месту работы, в Минфин и финорганы, а также в администрации местного самоуправления. Сегодня, попрошествии многих лет приятно осознавать, что нашел поддержку у многих из них в то непростое время. Они оценили будущность казначейской системы, ее возрастающую роль в управлении государственными финансами, они доверились мне как бывшему и будущему их руководителю. Это был надежный костяк, он им оставался долгие годы, большинство из них по возрасту находится на заслуженном отдыхе.

Должен отметить, что на начальном этапе формирования Казначейства его штатный состав был укомплектован в основном из финансистов.

И сегодняшнее руководство УФК по Республике Карелия – это выходцы из финорганов. Ковалева Ольга Ивановна, руководитель УФК пришла из Петрозаводского горфинотдела, пройдя путь от рядового специалиста до руководителя Управления. Заместители руководителя: Третьякова Н.Г., Климова О.В, Флюгрант О.В. также выходцы из финорганов. Сегодня кажется фантастикой, но в то время в нескольких районах республики работники финорганов в полном составе перешли на работу в отделения федерального казначейства, а в двух муниципальных районах во главе с мэрами этих районов. Это, прежде всего, отделения по Кондопожскому и Суоярвскому районам. Не могу не выразить слова благодарности этим людям: Коксовой Г.Н., Тютрюмову А.М., Ильиной В.В., Пахотиной В.М., Толчановой В.А., Мамонтову М.С., Лавровой Е.В., Костиной О.В., Сластниковой Л.А., Крупиной В.П., Турчаниновой А.Н., Майстренко Л.П., Голуб Т.С., Слышкину К.В., Сергееву О.А., Шлямину А.Ф., Влащенко П.П. Это первые руководители отделений.

Непосредственно в аппарат Управления на ключевые должности также пришли специалисты финансовой системы, мои заместители Паюнен В.Н., Сидорова Т.А.; начальниками отделов Липинская М.А., Ващук Т.П., Бардышева Н.А., Сидорова С.Т.; главным бухгалтером Соколова В.П. - перешла из Комитета народного контроля, где также работала главным бухгалтером, но начинала свой трудовой путь в финансовой системе.

Естественно, не ограничивались только финансистами. Приглашались специалисты и других профессий. Не могу не отметить позитивную роль в поиске и ремонте помещений, их оснащении Мугрузина Ю.Ф. (который был строителем, работая на различных должностях в строительной отрасли Республики и Обкоме Партии), пришедшего в Казначейство на должность начальника административно-хозяйственного отдела.

В течение года Управление и отделения были в основном укомплектованы специалистами и готовы к выполнению функциональных обязанностей. Параллельно шла работа по решению второй не менее важной задачи – поиску помещений для размещения специалистов и насыщением этих помещений мебелью и соответственной оргтехникой.

Должен сказать, что все здания, помещения были нами найдены самостоятельно, часть из них была выкуплена у собственников, часть арендована. Естественно все это происходило непосредственно во взаимодействии с Главным управлением федерального казначейства со своевременным с их стороны финансированием договоров купли-продажи и аренды. Главным условием приобретения помещений в то время было их 100% готовность к эксплуатации, к размещению и работе в них специалистов. По такому принципу и шел поиск помещений. Были попытки в нескольких районах республики построить самостоятельно или на долевых условиях собственные здания, но они не увенчались успехом из-за неплатежеспособности дольщиков и продолжительностью строительства. От этой идеи практически сразу пришлось отказаться. Единственное здание было построено подобным способом совместно с налоговой инспекцией в г. Сортавала.

Непросто складывалась ситуация с размещением специалистов непосредственно в Петрозаводске. Требовалось здание относительно большой площади для размещения работников самого Управления и отделений по г. Петрозаводску и Прионежскому району. Нового строительства административных зданий в городе в тот период практически не велось, подходящих свободных помещений также не было. Поиски шли не по первому кругу по всем потенциально возможным продавцам недвижимости и арендодателям, но безуспешно. И вдруг удача совершенно с неожиданной стороны – акционерный банк «Петробанк» выставил на продажу здание согласно договору залога с одним из частных предприятий - двухэтажное здание бывшего муниципального учреждения, переоборудованное частным собственником под офис для продажи легковых автомобилей. Первый этаж – площадка для осмотра автомобилей, второй – офисные кабинеты с соответствующей мебелью, компьютерной техникой, телефонами. Как раз то, что надо. Первый этаж требовал переоборудования, второй - готов к размещению специалистов для работы. Представившийся шанс упускать было нельзя. Оперативно был составлен договор купли-продажи здания. Сделка была одобрена Главным Управлением Федерального казначейства и незамедлительно оплачена. Так, уже в августе 1994 года появилось здание, которое и сегодня благополучно функционирует.

В последующем Управление переместилось в более современное и приспособленное здание – здание бывшего Стройбанка СССР, где четыре этажа занимал собственно сам банк, и один этаж – Управление капитального строительства при Совете министров Карельской АССР. Но это было позднее; а тогда – это было главное приобретение.

Специалисты приглашены, помещения найдены, необходима мебель и оргтехника. В 90-е годы в свободной продаже мебели, тем более в большом количестве найти было невозможно – сплошной дефицит, как собственно и по другим группам товаров. Опять выручил случай. Нашлась организация, готовая произвести требуемое количество столов, шкафов, тумбочек и т.д., но за предоплату. Думаю, что все помнят те годы, когда никаких поставок товаров без предоплат не существовало, как собственно и самих товаров. Пришлось рисковать. Петрозаводская, начинающая фирма выполнила наш заказ, произведя из натурального дерева мебель для Управления и отделений. В то время не было конкурсных процедур и деньги только вперед. Это был большой риск, но другого пути не было. Такова реальность тех лет. Был заключен договор, и товар доставлен. Оставалась оргтехника, с которой помогло Главное управление федерального казначейства.

Таким образом, основные организационные задачи были решены.

С 1 июля 1995 года Управление и отделения Федерального казначейства по Республике Карелия приступили к учету, контролю и распределению доходов федерального бюджета. Начали с учета поступления налогов федеральных, затем республиканских и местных. Одновременно осуществляли финансирование федеральных учреждений, а с ноября 1995 года, в числе первых в России, получили право на финансирование расходов учреждений федерального подчинения за счет доходов, собираемых на территории республики.

После начала выполнения вышеперечисленных функций управление регулярно размещало в средствах массовой информации данные о доходах и их зачисление в соответствующие бюджеты и другую информацию по мере наделения функциями УФК по Карелии. Это стало традицией. Кроме того, распоряжением председателя правительства руководитель УФК принимал участие в еженедельных планерках в правительстве с информацией о доходах и расходах по разработанной нами и согласованной с Правительством Республики Карелия схеме.

В дальнейшем все без исключения федеральные учреждения и органы государственной власти были переведены на обслуживание в органы Федерального казначейства через систему лицевых счетов. Операции с федеральными бюджетными средствами, которые раньше осуществлял Госбанк СССР, а затем кредитные организации, стали проводиться через счета Федерального казначейства в Банке России, у нас в Республике – в Национальном Банке. Таким образом, был реализован принцип единого казначейского счета. Этот принцип можно считать революционным, так как он принципиально изменил схему финансирования и оплату расходов бюджетных учреждений, сделав оптимальным и прозрачным прохождение государственных средств.

Кардинальные изменения происходили и в части доходов. На рубеже 90х годов уплата налогов в бюджетную систему многими налогоплательщиками осуществлялась в натуральной форме, присутствовала система взаимозачетов, плательщик самостоятельно перечислял налоги и сборы в бюджеты разных уровней, был кризис неплатежей…

В связи с этим нормативно были установлены основные механизмы по учету и распределению доходов между бюджетами, полностью запрещены безденежные формы расчетов. На всей территории страны, в том числе и в Республике Карелия, стали действовать единые стандарты, требования и правила – понятные и казначеям, и всей внешней среде – которые регулируют исполнение бюджетов всех уровней.

Серьёзной функцией и обязанностью казначеев стало санкционирование расходов – одно из главных направлений деятельности казначейской системы, требующее соответствующей профессиональной подготовки и ответственности специалистов, выполняющих эту работу.

Еще больше требования возросли с началом казначейского сопровождения государственных контрактов.

Особо хотелось бы отметить перевод на кассовое обслуживание бюджета Республики Карелия и бюджетов муниципальных образований в УФК по Республике Карелия. Этот процесс длился не один год в конструктивных спорах и дискуссиях с Министерством финансов Республики Карелия и финорганами. Начинали с пилотного проекта по поручению Федерального казначейства и закончили подписанием соответствующего договора между Правительством Республики Карелия и УФК по Республике Карелия.

Казначейству России были переданы контрольно-надзорные функции упраздняемого Росфиннадзора, укладывающиеся в новую парадигму контроля: контроль не с точки зрения выявления нарушений, а сточки зрения предотвращения бюджетных правонарушений, оказания помощи объектам контроля по предотвращению их возникновения.

Необходимо отметить, что без организационной, методологической, финансовой, чисто человеческой помощи коллектива Главного управления Федерального казначейства ничего сделать было бы невозможно. Их поддержка, своевременные подсказки, доброжелательность в общении, выезды при необходимости в Москву, все это способствовало плодотворной работе на результат.

В период становления невозможно было представить современную казначейскую систему страны с таким непостижимым объемом задач, функций, обязанностей и полномочий – это просто фантастика. Помню, при моем назначении на должность начальника УФК, у меня, как и у многих, были сомнения в перспективе новой организации, и на мой вопрос первому заместителю начальника Главного управления Федерального казначейства Букину А.В.: «надолго ли создается новая структура», получил краткий и локоничный ответ: «Не переживай, Анатолий Петрович, до пенсии доработаем».

Реальность превзошла все ожидания, думаю, что подобного никто не ожидал, не предвидел по крайней мере в начале 90-х годов.

Смирнов А.В. заложил основу, начало казначейской системы, Нестеренко Т.Г. и Артюхин Р.Е. превратили ее в современный многофункциональный орган управления государственными финансами. Большое им спасибо за это, за то, что и мы стали участниками этого исторического события.

В Республике сложилось деловое сотрудничество между органами Федерального казначейства, Главой Республики Карелия, Правительством Республики Карелия, Законодательным собранием Республики Карелия, территориальными федеральными органами, органами местного самоуправления, что, безусловно, способствовало развитию казначейских технологий и, в конечном счете, эффективному использованию государственных средств.

В рамках статьи невозможно рассказать о всех этапах создания и развития казначейской системы в Карелии. Было сделано очень многое. Наш коллектив принимал самое активное участие во всех начинаниях, неоднократно был участником «пилотных» проектов, выступая инициатором в решении многих вопросов, характерных для большинства управлений.

В УФК по Республике Карелия создан Молодежный совет, Совет ветеранов. Коллектив живет плодотворной общественной жизнью.

От всей души поздравляю дружный, сплоченный, профессиональный коллектив казначеев Карелии, ветеранов с профессиональным Праздником – с 30-летием образования казначейской системы!

Хочу пожелать всем Вам, уважаемые коллеги, Вашим родным и близким крепкого здоровья, благополучия и успехов в нашем общем деле!

 

 

Заслуженный экономист России и Карелии                                                      А.П. Максимов